Как помочь ребенку с расстройством аутистического спектра

Как помочь ребенку с расстройством аутистического спектра


С каждым годом детей с расстройствами аутистического спектра во всем мире становится больше. Детский невролог Министерства здравоохранения РФ Андрей Петрухин назвал аутизм одной из самых распространенных детских болезней. По его словам, в России им страдает один ребенок из тысячи. Другие российские эксперты называют еще большие цифры.
Практически в каждой группе детского сада есть ребенок с расстройством аутистического спектра. Родители детей с расстройством аутистического спектра часто обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Кроме того, иногда можно встретить мнение, что дети с аутистическим расстройством обычно появляются в семьях, где мама и папа – люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутистического расстройства, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.
Родителям важно понять, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы. Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя.
Дети с расстройством аутистического спектра требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому, воспитывая такого ребёнка необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
Обязательным компонентом в воспитании ребенка с аутистическим расстройством является психолого-педагогическая коррекция. Любая коррекционная программа строится индивидуально, поэтому перенос чужого опыта должен проводиться с большой осторожностью.
Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей. Если семья не мечется в поисках чуда, не ищет магов и волшебников, а активно участвует в коррекционном процессе, результаты его оказываются более благоприятными.
Между родителями и специалистами, участвующими в лечении и коррекции детей, должны установиться отношения, основанные на доверии и взаимопонимании, но при сохранении достаточного уровня критичности. Родители должны доверять специалистам, которые работают с их ребенком, также как у специалистов не должно быть сомнений в искренности и открытости родителей. В то же время, нужно спрашивать специалистов обо всем, что тревожит и стремиться к полной ясности.
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра таковы, что им трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, поэтому основные черты организации жизни ребенка в учреждении, которое он посещает, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими.
Также необходимо дать понять ребёнку, что он - член семьи, но не такой, которому уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и чувствовать себя некомфортно.
Позвольте маленькому человеку участвовать в составление расписания прогулок, еды, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить отклонения в поведении.
Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание. Большинство детей с расстройством аутистического спектра не помнят того, что произошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.
Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта.
Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У детей с расстройством аутистического спектра повышается самооценка, если каждое новое задание будет вначале пройдено вместе с ними.
Никогда не показывайте ребёнку своего недовольства. Такой ребенок требует от родителей упорного труда, отнимающего много сил. Но если родители готовы работать, работать ежедневно, упорно, передвигаясь маленькими шагами, то результат обязательно будет.
Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослым слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.
Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Можно использовать с этой целью некоторые релаксационные игры и пальчиковые упражнения. Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущения будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку лучше понимать себя и других, снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.
Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.
Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для ребенка с аутистическим расстройством типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.
Очень полезна работа с песком, глиной, пшеном, водой, рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами).
Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.
                                                                                            Педагог – психолог Людмила Иванова

avatar
0
Татьяна 03:59, 08.09.2015
Статья будет полезна не только родителям детей-аутистов, но и всем остальным. Сегодня в семьях не хватает душевного тепла и близости между родителями и детьми. И про взаимодействие со специалистами понравилось: действительно, нужно максимальное доверие друг к другу. Спасибо за статью!
avatar