Особый ребёнок в семье

Особый ребёнок в семье


Появление больного ребенка в семье в большинстве случаев изменяет весь ее уклад, особенно психологический климат. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи.
Семья больного ребенка часто находится в изоляции, так как родители обычно ограничивают свое общение с друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе. Это одна из ошибок. Родителям следует стремиться к сохранению прежнего уклада семьи и дружеских отношений с близкими и знакомыми.
Воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
 Появление больного ребенка в семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры конфликт между ними. Вместе с тем, имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Родителей объединяют и сближают общие задачи, проблемы его воспитания и лечения. Однако и в этих случаях родителям часто не удается избежать взаимных обвинений, упреков, и семья легко может распасться от одного неосторожного слова окружающих, родственников.
  Наблюдения показывают, что отношения между супругами в благополучных семьях во многом зависят от эмоционального состояния матери. Ее аффективная напряженность, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияние не только на супружеские отношения, но, прежде всего на своего малыша. Такая мать напряжена, она редко улыбается и крайне непоследовательна в обращении с ребенком. Ребенок растет нервным, легко возбудимым, требует к себе постоянного внимания матери и не отпускает ее ни на шаг. Но характерно, что и в ее присутствии он обычно не успокаивается, а возбуждается еще больше. В дальнейшем формируется своеобразная диада мать - ребенок. В таких семьях мать полностью отказывается от своих интересов, любимого дела, друзей, отдавая все силы малышу. У матери с годами развивается невроз, она уже не в состоянии нормализовать поведение ребенка, который постепенно становится настоящим деспотом.
 Совсем иная обстановка складывается в семье, если мать находит в себе силы и сохраняет душевное равновесие. Такая мать становится активным помощником своему малышу. Она старается как можно лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание, ведет дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник помогает матери: успокаивает ее. Способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
 Несмотря на то, что и эта мать полностью предана своему ребенку, она не забывает о домашнем уюте, проблемах мужа, оставаясь не только любящей женой, но и его советчиком и другом, старается расширить свой кругозор, следит за внешностью, оставаясь привлекательной и интересной не только для мужа, но и для окружающих. При такой ситуации создается наиболее благоприятная атмосфера для помощи больному ребенку.
 Немаловажное значение в семье с больным ребенком имеет поведение отца и других членов семьи. От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Если отец проявляет выдержку, разум, благородство, терпение, оказывает постоянную моральную поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются и более успешно оказывается помощь ребенку, отстающему в развитии.
 Если в семье проживает бабушка, особенно по линии матери, она в ряде случаев большую часть заботы о больном ребенке берет на себя, вытесняя дочь из ее материнской роли. Дочь же в этой ситуации может вытеснять отца. В этих случаях отец все более отдаляется от воспитания своего малыша, он все меньше участия принимает в жизни семьи. Такие семьи также часто распадаются.
 Таким образом, нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с особым ребенком.
                                                                         Педагог-психолог  Людмила Степановна Иванова

avatar
0
Валентина 21:06, 07.09.2015
Полностью согласна со статьёй. Спасибо!
avatar
0
Татьяна 03:22, 08.09.2015
Очень полезная статья, грамотно написана, но не перегружена профессиональной терминологией. Спасибо!
avatar
0
Мария 10:30, 08.09.2015
Статья будет полезна многим, особенно педагогам К сожалению, таких деток все больше и им нужна помощь.
avatar