"От игры к занятиям"

"От игры к занятиям"
 
Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания.
Для этого надо развивать умение внимательно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.
Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше два раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 минут в первые дни занятий до 20-30 минут с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую "умственную работоспособность". Чем продолжительнее занятие, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.
 1. Развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: гармоники, колокольчика, барабана, шарманки и других. Например, игра "Послушай внимательно и угадай на чем мама играла". Советуем не торопиться с количеством используемых игрушек. Лучше начинать такую игру с двух игрушек, постепенно добавляя к ним новые. Звучащие игрушки можно заменить хорошо знакомыми ребенку предметами: деревянной дощечкой, тарелкой, чашкой или кастрюлей, а игру назвать: "Послушай внимательно и угадай, до чего дотронулась (по чему постучала) мама палочкой.
 Хорошо проводить игры-занятия, в которых дети определяют местонахождение невидимого для них звучащего предмета: "найди колокольчик", "найди трубу или гармонику". Взрослый, извлекший звук, быстро отходит от спрятанной музыкальной игрушки.
 2. Развитие зрительного внимания и памяти. Этому способствуют игры на запоминание: "Где что лежало,(стояло)", "Кто с кем поменялся", "Что прибавилось", "Кого (чего) нет" и другие. Например, начиная с двух игрушек ( постепенно увеличивая их количество) взрослый на глазах у ребенка кладет мишку на стол, а куклу сажает на стул. Предлагает внимательно посмотреть и запомнить , кто где сидит, а потом закрыть глаза. Поменяв местами игрушки, взрослый говорит: "Раз, два,три, а теперь ты посмотри". Ребенок должен расставить предметы в первоначальном порядке. Аналогично проводится игра по формированию умения определять, какая игрушка прибавилась к тем, которые лежали на столе, или вспомнить ту (те) которые убрали со стола или спрятали.
 Если дети хорошо справляются с этими заданиями, то игрушки можно заменять предметными, а затем сюжетными картинками.
 3. Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них то общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить. С этой целью полезно проводить занятия по обучению детей сортировке предметов по основным их признакам: цвету, форме , величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешки, шарики, нарезанные из картона фигурки и другие игрушки или предметы обихода (пуговицы, катушки, ложки или небольшие технические детали разной конфигурации: болты, шайбочки, гайки).
Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие условия:
 1. Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять, для чего неоднократно напоминайте: "Посмотри внимательно".
 2. Не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины предмета (красный, синий, маленький, большой), а сосредоточивайте внимание на одинаковости, схожести предметов. Например: "Посмотри и найди такой же, похожий". Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом величины. Словесные обозначения предметов ("большой", "маленький", "зеленый", "квадратный" и т.п.) усваиваются детьми значительно позже, поэтому работу над словесным обозначением признаков предметов надо проводить значительно позже.
 3. Обучая детей сличению предметов по цвету, форме и величине, не торопитесь вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно. Сначала надо научить отличать предметы одного цвета от предметов другого цвета, например развезти на машине по разным углам комнаты красные и синие кубики или разложить по разным коробочкам (помочь маме) белые и черные пуговицы. Постепенно количество предметов, окрашенных в разные цвета, необходимо увеличить. Например, предложите ребенку подобрать банты к соответствующему платью у девочек, а затем подобрать к разным по размерам шарам такие же ленты. Затем научите ребенка сличать и сортировать предметы по форме, например, отделить шайбочки от болтиков или нарезанные из картона кружочки от треугольников. Научите сличать предметы по величине, например, помочь маме разложить столовые и чайные ложки, а затем столовые, чайные, десертные. Предварительно вымыв металлические деньги, можно предложить сделать стопки 5- и 2-рублевых монет, а затем добавлять остальные.
 4. Учите детей возводить по образцу постройки из кубиков, палочек или деталей. Образец должен находиться у ребенка перед глазами: "Постой такой же домик, какой построил я", - говорит взрослый. Или: посмотри внимательно и разложи палочки (кубики, мозаику) так, как положила их я" - говорит мама. Для проведения таких занятий надо иметь два комплекта кубиков, деталей, палочек и т. п. Одним пользуется ребенок, другим взрослый. Необходимо начинать группировать предметы с минимального количества (двух-трех), затем постепенно увеличивая их. Из 2-3 кубиков можно построить "башню" или "поезд". Из четырех и более кубиков получаются довольно сложные постройки: "дом", "ворота", "гараж" и др. Сделанные постройки включайте в игру: "на стул" посадите мишку (куклу) и покормите его (ее); в "домик" поселите зайчика и др.
 5. Регулярно проводите занятия по обучению составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности провести "починку" или "сборку" игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. С особым удовольствием ребенок подберет хвост тому животному, у которого его нет. Нормально развивающиеся 3-летние дети свободно складывают разрезные картинки из двух-трех частей, а 5 - 6 -летние - из шести и более частей. Из разрозненных, разрезанных на части и перемешанных между собой карточек дети соберут изображения животных, предметов,людей и др.
 6. Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед малышом предметные картинки, попросите сначала показать то, на чем ездят: "покажи машину", затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, или то, из чего едят, и др. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда; 2) мебель; 3) посуда; 4) транспорт; 5) игрушки; 6) обувь.
 7. Если дети свободно сличают и сортируют предметы по цвету, форме, величине, умеют складывать разрезные (новые) картинки из трех и более частей, умеют группировать предметы по назначению и виду (мебель, одежда, животные и др.), научите их выстраивать предметы по росту. Например, поставить по росту 5-6 матрешек или разложить по убывающей (возрастающей) палочки разной длины, по объему кружочки и др. В заключение предложите вставить одну из матрешек в сомкнутый ряд, выстроенный по росту.

 

avatar
0
Виктория 06:56, 07.09.2015
Нужная информация, спасибо!
avatar
0
Ольга Овсянникова 22:03, 07.09.2015
В работе пригодится
avatar