Рекомендации родителям по психическому и интеллектуальному развитию ребёнка с ДЦП

Рекомендации родителям по психическому и интеллектуальному развитию ребёнка с ДЦП


Термин "детский церебральный паралич" обозначают целую группу заболеваний, проявляющихся, прежде всего, в двигательных расстройствах, являющихся следствием поражения определенных отделов головного мозга. В результате этих явлений со стороны нервной системы возникает недостаток контроля за функцией мышц.
В большинстве случаев ребенок, больной ДЦП, отстает от сверстников в психическом развитии. Это обусловлено двумя причинами. Первая - это первичное повреждение определенных участков головного мозга и гибель нервных клеток. Вторая причина - это нарушение моторного развития у ребенка с детским церебральным параличом. Дело в том, что процесс развития головного мозга и процесс развития движений головы, рук и ног идут параллельно и они связаны взаимно. У детей с параличом конечностей этот процесс взаимной стимуляции нарушается, и происходит торможение не только физического, но и интеллектуально-психического развития.
 Ниже приводится ряд несложных заданий, позволяющих активизировать работу головного мозга ребенка с первых месяцев жизни и в какой-то степени компенсировать отставание.
 С первого месяца жизни полезно приучать ребенка фиксировать взглядом предметы и следить за их движением. Важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, были одеты в однотонную, но яркую одежду. Это будет привлекать внимание малыша и поможет ему фиксировать взгляд на взрослых. При общении с малышом важно использовать яркие и звучащие игрушки, это будет развивать у него не только зрительное, но и слуховое сосредоточение.
 С третьего-четвертого месяца жизни ребенка учат отличать "своих" и "чужих", поворачивать голову на звук погремушки, на голос взрослого, невидимого для ребенка. С ребенком необходимо постоянно разговаривать, поддерживать гуление, лепет, побуждать его к произнесению звуков. Для этого взрослый должен сам часто произносить простые звуки "а-а-а", "о-о-о", и ребенок, повторяя их, будет развивать свою речь. Если у ребенка поражена одна часть тела, то надо как можно чаще приближаться к нему и стимулировать движения с пораженной стороны.
 Общение с взрослыми должно постоянно создавать у малыша радостное настроение, необходимо побуждать ребенка двигаться и общаться.
 С полугода у ребенка начинает активно развиваться пассивный словарь, его учат показывать на частях тела или одежды, на мебель, предметы домашнего обихода. Малыша приучают находить взглядом тот или иной предмет, находящийся в обычном месте, показывать предметы в ответ на вопросы "где ложка?", "где кукла?" и т.п., обучают игровым движениям: "ладушки", "до свидания", "здравствуй".
 Мозг ребенка должен постоянно работать, чтобы непрерывно шло его совершенствование. При этом нельзя забывать, что ребенок с поражением нервной системы утомляется быстрее, чем здоровый, и не способен длительно воспринимать новую информацию. Поэтому при признаках утомления, нарастании раздражительности у ребенка следует прекратить занятия.
 До года у ребенка продолжает активно развиваться пассивный словарь. Малыша учат различать имена взрослых, названия одежды, игрушек, частей тела. Ребенка приучают выполнять простые просьбы: класть игрушки в ящик, собирать и разбирать матрешку.
 В этом возрасте продолжают упражнения по развитию голосовых реакций. Ребенка учат имитировать гудок паровоза, мычание коровы, лай собаки и т.п. Имеет смысл развивать дыхание: учат дуть на пламя свечи, на ватку, полоски папиросной бумаги. Хорошим стимулятором дыхания является следующий способ. Из разноцветной бумаги вырезаются бабочки и птички и подвешиваются на нитке. По команде "дуем" ребенок дует на них, при этом покачивание бабочек и птичек сопровождается комментариями "полетели, полетели, полетели". Эти упражнение является хорошим стимулом для тренировки дыхания.
 На втором году жизни расширяют словарный запас ребенка: детализируются названия одежды, мебели. Посуды, некоторых животных и растений. Ребенка также учат различать цвета. Лучше начинать с подбора двух контрастных цветов (например, можно использовать карточки синего и желтого или красного и зеленого цветов). Перед ребенком выкладываются две карточки, называются цвета и просят показать одну из них. Таким же способом учат различать формы: кубик, шарик и т.п.
 Постепенно ребенка обучают строить простые конструкции из кубиков: башня, лестница, дом. Конструировать лучше из ярких кубиков. Учат нанизывать кольца, на пирамидку, при этом стараются, чтобы ребенок действовал двумя руками симметрично. Во время игры взрослый должен обязательно комментировать все действия ребенка, это помогает развивать словарный запас. Хорошим стимулом являются игры с элементами театрализации. Вместе с ребенком кормят куклу, укладывают ее спать, подражают разным животным.
 На третьем году жизни продолжается развитие способности ребенка понимать речь окружающих. Малыша учат узнавать на картинках домашних животных, различать и правильно называть растения и некоторые овощи и фрукты. Кроме того, на этом этапе развития дети постигают довольно сложные понятия. Они учатся определять предметы интерьера (дверь, окно), виды транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус) и т. п.
 Развиваются такие понятия, как "много - мало", "больше - меньше". Хорошо развивают зрительное мышление такие задания, как составление картинки, разрезанной на две части, повторение движений, построек из кубиков.
 На этом этапе речевого развития ребенок учится употреблять глаголы, строить короткие фразы, а также узнает счет (примерно до 10).
 На четвертом году жизни дети учатся правильно произносить названия личных вещей, предметов домашнего обихода. Они дифференцируют такие представления, как "сегодня" и "завтра", "вверху" и "внизу", "близко" и "далеко". Одновременно с пространственными и временными представлениями формируется речь. В ней появляются предлоги "в", "на", "под", "над", "до", "после". Эти понятия необходимо развивать в ребенке, приучать его выполнять действия по указанию: "положи игрушку НА стол", "гулять пойдем ПОСЛЕ обеда". При этом нужно стараться выделять предлоги ударением, чтобы ребенок быстрее их запомнил. У малыша формируют временные представления, связывая их с определенными действиями: завтрак - утро, обед - день и т.п.
 Никакие усилия врачей, медсестер и массажистов, никакие новейшие методы реабилитации не смогут помочь ребенку, если его родители не будут прилагать все силы для этого. Возможность излечения от ДЦП в первую очередь зависит от терпения родителей, от их желания помочь своему ребенку, от ежедневной, кропотливой работы со своим чадом. Забота о ребенке, больным детским церебральным параличом, - это тяжелая обязанность и большая ответственность. Такой ребенок требует от родителей упорного труда, отнимающего много сил. Но если родители готовы работать, работать ежедневно, упорно, передвигаясь маленькими шагами, отмечая малейшее изменение в состоянии ребенка, то результат обязательно будет.
                                                                              Педагог-психолог  Людмила Степановна Иванова

 

avatar
0
Нина Чувальникова 20:09, 06.09.2015
Людмила Степановна, спасибо за интересные рекомендации для больных детей. Думаю, что регулярные занятия с детьми дадут положительный результат.
avatar
0
Татьяна Боева 04:15, 08.09.2015
Про параллельное развитие физических движений и интеллекта - это просто открытие для меня! Вовремя в спортзал записалась! А то сидишь за компьютером, как придурок, и чувствуешь, как слабеют мозги... И про то, что, двигаясь маленькими шагами, можно многого достичь - гениально! Людмила Степановна, вы не только хороший психолог, но ещё и философ! Спасибо за мудрые подсказки взрослым и детям!
avatar