Советы родителям: Азбука устной речи для неговорящих детей 2 - 5 лет

Если ребенок говорит не более 3-5 слов и у него отсутствует речевое подражание, избегайте стимулирования речевого развития словами: "скажи", "повтори", "назови". Сначала научите ребенка показывать того, кого вы назвали: "Покажи маму, папу, бабушку" и т.д. Если ребенок может назвать родных, встретьте это радостным одобрением, даже если слова грубо искажены, например: "Ма" (мама), "Те" (Коля) и т. п.

Предложите показать близких ребенку лиц на фотографиях. Научите ребенка показывать лица у мамы, папы, себя, куклы, а также части тела. Если ребенок по первой просьбе умеет показывать части тела на рисунке (нос, глаза, уши, рот), то предложите ему показать у вас на лице те точки, которые вы укажите (палочкой или карандашом) на рисунке, например: "Сделай мне такие же веснушки, как на рисунке" (палец ребенка можно обмакнуть в пудру или муку).

Попросите дотронуться пальчиком до соответствующих точек на его лице (можно попросить: "Сделай себе веснушки"). Дети должны уметь показывать на картинке те точки, в которых они ощущают прикосновение взрослого на своем лице. Если такой показ затруднен, не настаивайте на нем, но возвратитесь к этой работе, когда она будет интересна ребенку. В процессе общения, занятий и игр с ребенком он должен хорошо усвоить названия своих игрушек и окружающих его предметов.

Чаще просите ребенка совершать разнообразные действия с предметами и игрушками: раскладывать их в указанные вами места, передавать другим лицам, использовать так, как вы об этом просите (например: "Вытри полотенцем лицо кукле", "Поставь свою машину в гараж", "Положи свой платочек в карман" и др.). Проверьте, умеет ли ваш ребенок показывать хорошо знакомые ему предметы на картинках или в книжке. Для этого положите перед ним не более 3-4 карточек с изображением отдельных предметов и попросите показать один из них: "Покажи чайник, лошадку" и др. Проведите игры-загадки (о предметах, об игрушках). Положив перед ребенком 3 - 4 знакомых предмета или их изображения, предложите: "Дай мне то, чем ты ешь суп и кашу" или "Покажи то, из чего ты будешь пить чай", или "Возьми то, чем мама причесывает тебе волосы" и т.п.

Теперь учимся показывать, кто что делает.

Рассматривая одну за одной сюжетные картинки, расскажите ребенку их содержание. Будет лучше, если вы, рассматривая один ряд, закроете остальные листом белой бумаги. Чаще показывайте ребенку различные сюжетные картинки. При этом обязательно рассказывайте их содержание. Можно использовать "Веселые картинки", Букварь, "Русский язык в картинках". Поле попросите малыша показать то действие, которое изображено на рисунке, например: "Покажи, какая девочка читает книгу, а какая рисует цветок?" или "Кто поливает цветы, а кто копает песок лопаткой?" Научите детей хорошо понимать вопросы косвенных падежей, для чего просите показывать предметы, животных или лица, формулируя свои просьбы таким образом, чтобы в них были разнообразные вопросительные слова: "Кому? Для кого? Чем? С кем? У кого? В чем? На чем?" и т.п. Например: Что ты кушаешь и чем ты кушаешь суп? Избегайте прямых вопросов: "Кто это?" или "Что это?". Затем предложите малышу рассмотреть, какие смешные картинки нарисовал художник. Сравните парные картинки. Рассказывая их содержание, спросите, как бывает и как не бывает в жизни.                                 

                                                                                  Педагог-психолог Людмила Иванова

avatar