Советы учителя-логопеда

Когда нужно пойти к логопеду?


         Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух. В связи с этим родители часто задают себе вопрос, когда нужно обращаться к логопеду? Как не пропустить возможные проблемы?

 

Если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом

 

1.    Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. 
           Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии. 
2.     Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте). 
3.   Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда. 
4.        Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет. 
5.     При необходимости начать лечение и логопедические занятия. 
Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад. 


                     Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок 


—в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка. 
—в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), 
—имеет трудности с сосанием или жеванием. (например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока), 
—в 1,5-  2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – срочно к логопеду, 
—в 1,5- 3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — срочно к логопеду, 
—в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова, 
—в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний, не знает названий окружающих предметов и частей тела (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения) Если не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды») 
—к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов, 
—к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов, 
—к  3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки, 
—к 3 годам не произносит большинство звуков (более 10-15), 
—к 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки, 
—к 4,5 годам не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л, 
—в 4-5 лет смягчает все звуки («Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»), 
— к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь, 
— «картавит», «шепелявит», «гнусавит» — срочно к логопеду в любом возрасте, т.к. искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда, 
—  пошел в школу, и у него проблемы с письмом (пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек) – после 2 учебной четверти срочно к логопеду, 
— имеет диагноз ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте, 
— родился с расщелиной губы/неба – в любом возрасте, 
— после какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом — срочно не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия.

 

         Обратиться к логопеду следует, если у Вас 


— нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте 
— есть родственник, у которого произошел инсульт или черепно-мозговая травма и возникло нарушение речи. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

"НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК"
Улыбнуться. Пошлепать язык между губами: пя-пя-пя... Покусать кончик языка зубками. Движения чередовать.
Упражнение расслабляющее, релаксационное; чередовать с трудными для ребенка упражнениями (а у каждого малыша свои трудности).

 

"БЛИНЧИК"
 Улыбнуться. 
Приоткрыть рот.
Положить широкий язык на нижнюю губу.
Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.

 

"ЗАБОРЧИК"
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. 
Простое, но очень важное упражнение, особенно для детей с дизартрическим компонентом. Мышцы должны спокойно держаться до счета 10. Если губы сползают в исходное положение, подергиваются - пусть в начале ребенок придерживает указательными пальцами уголки рта.

 

 

"ОКОШКО"
Широко открыть рот - "жарко".
Закрыть рот - "холодно".
Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены - то Окошко и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно ,что делает его язычок.

 

"ДУДОЧКА"
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).
Если есть трудности в выполнении - поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.   

Остальное тут!

 

avatar